Мультимедийный интегрированный урок «Я и Украина», «Обучение грамоте» в 1 классе.
Тема: «Семья, родня, род»
Цель: обобщить и систематизировать знания учеников о семье и её значении в жизни людей;
учить детей понимать историю своего рода, семьи;
формировать коммуникативную, здоровьесберегающую, семейно-бытовую, поликультурную, читательскую и речевую компетентности;
развивать наблюдательность, мышление, речь, внимание, память;
воспитывать уважение и любовь к своей семье, бережное отношение к семейным традициям, желание заботиться о членах своей семьи.
Тип урока: комбинированный с воспитательной доминантой; урок - устный журнал.
Оборудование: мультимедийный ПК (ПК с установленным ПО для воспроизведения аудио и видео файлов); видео фрагменты со звуковым сопровождением ( заставки страниц журнала, видео интервью, заставки физкультминутки, «волшебной шкатулки», релаксации и др.); тексты для каждого ученика; карточки для работы в парах и группах; детские творческие работы: «История моего рода», рисунки «Моя семья», аппликации «Подсолнухи».
Ход урока
I Этап ориентации. Мотивация учебной деятельности.
1. Организация класса.
- Ребята, поприветсвуем наших гостей и улыбнёмся им.
2. Создание эмоционального фона.
На доске прикреплён макет солнышка.
Учитель: Улыбнёмся солнышку:
Дети: Здравствуй, золотистое!
Учитель: Улыбнёмся друг другу,
Дети: И посмотрим ласково!
Учитель: Пусть сегодня в каждое сердце
Дети: Солнышко прибавит тепла!
Учитель: А мы с вами улыбнёмся,
Дети: Пожелаем друг другу добра!
- Давайте в таком прекрасном настроении и проведём урок, и подарим друг другу радость общения.
3. Подведение к теме урока.
- Сегодня мы заканчиваем изучать большую и интересную тему .
- Какую? («Семья, родня, род»)
- Урок у нас будет не обычный потому, что к нам в гости придёт электронный журнал. ( видеозаставка «Обложка журнала» без названия)
- Отгадать его название поможет ребус: «7 Я». (Семья)
- Правильно «Семья» . ( видеозаставка «Обложка журнала» с названием и план урока)
4. Мотивация учебной деятельности
Интерактивный приём «Свободный микрофон».
- Почему поговорить о семье для нас так важно?
На этот вопрос нам поможет ответить страничка нашего журнала «Свободный микрофон» и видеосюжет, где вы делитесь своими мыслями .
- Что человеку дороже всего в жизни и почему? (Семья, родные и близкие, природа, Родина)
(Видеосюжет «Свободный микрофон»).
- Так, что же для человека самое дорогое? (Семья!
)
II Этап целеполагания.
1. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня поговорим о тех, кто любит и ценит нас больше всего на свете, о тех, кто заботится о нашем здоровье и кому мы обязаны своей жизнью.
Мы поговорим о семье, о слагаемых семейного счастья и благополучия.
2.План нашего урока:
1. Самый ценный клад
2. Родословная
3. Как живёшь семья большая
4. Мы все – одна семья
III. Этап целереализации.
1. Беседа.
«Видеосюжет «Волшебная шкатулка».
- В этой волшебной шкатулке – самый ценный клад на планете Земля.
Читает учитель.
Из чего наш мир состоит?
Из дубка, что в поле стоит,
Из высоких гор с сединой,
И ещё – из тебя со мной.
(В видеосюжете из шкатулки появляются фотографии детей - учеников 1 класса).
- Кто же самый ценный клад? (Мы)
- Да, это вы ребята. Каждый из вас неповторимая личность и такого человека, как вы больше нет.
2. Чтение методом «Буксир». Беседа.
Следующая страничка нашего журнала «Родословная». (заставка страницы журнала)
- Человек всю жизнь проводит в семье: сначала в родительской, потом – в своей.
- Сейчас мы хором прочитаем стихотворение Е. Благининой и попробуем отгадать, какое название дал ему автор.
- На экране заставка и текст стихотворения.
Семья – это мамины нежные руки,
Семья – это папины сильные плечи,
Семья – это деда глаза молодые,
Семья – это бабушки пряди седые.
Семья – это папа, мама и я,
А есть ещё брат, или может сестра.
Сегодня, похоже,
Их всех нам не счесть.
И всё же урок мы проводим в их честь.
- Так какое название стихотворению дал автор? («Семья»)
-Что такое семья? ( Родители и дети. Люди, которые живут вместе).
- Что такое родня? (Бабушки, дедушки, дяди, тёти и их дети).
- Сколько человек в вашей семье? Назовите их.
- Кто самый дорогой и близкий для каждого из нас человек?
- Кто нужен человеку в любом возрасте?
- Кто вас, детки, крепко любит,
Кто вас нежно так голубит.
Не смыкая ночью глаз … (Мама дорогая)
- Молодцы! А , как известно, для мамы ничего не жалко.
.Заставка физкультминутки.
- Вы, конечно, догадались, что сейчас будет?
3.Физкультминутка «Цветы». (Проводит учащийся)
Мы цветы в саду сажаем,
Их из лейки поливаем.
Астры, лилии, тюльпаны
Пусть растут для нашей мамы.
4. Игра «Подбери ласковое слово».
- А кто ещё вам близок и дорог в вашей семье ?
(Папа, братик, сестричка, дедушка, бабушка)
Заставка. Игра «Подбери ласковое слово».
Мама – (мамочка, любимая, родная).
Папа – (дорогой, папочка, любимый).
Бабушка – (бабулечка, бабуленька, миленькая).
Дедушка – (дедулечка, добренький).
Брат – (братишка, братик, солнышко).
Сестра – (сестричка, зайчик).
Замечательно! Я надеюсь, что теперь вы будете обращаться к своим родным только так!
5. Следующее задание. Блиц-опрос. «Состав семьи»
Заставка.
- Ребята, вы должны очень быстро, одним словом, ответить на вопрос:
- «Кто для вас эти люди?»
- Кем тебе приходится мама твоей мамы и твоего папы ? (бабушка)
- Кем тебе приходится папа твоей мамы и твоего папы? (дедушка)
- А мамин и папин брат? А сестра? (дядя и тётя)
- А дочь твоих родителей? А сын? (сестра и брат)
Молодцы! Вы очень хорошо знаете из кого состоит ваша семья.
6. Беседа с елементами сочинения.
- Ваши дедушки и бабушки тоже были маленькими, у них были свои родители.
- А вы знаете, как их называют? ( Прабабушка и прадедушка)
- Ребята, а вы знаете, что такое род? Правильно.
-Вы, ваши родители, родители ваших родителей – это род.
- Ребята, мы с вами проводили конкурс «История моего рода».
- Вы все прекрасно справились с заданием. Посмотрите, какие чудесные родовые деревья у вас получились.
- Свой маленький листочек на этом дереве имеет каждый из вас. Ветки – ваши родители, их сёстры и братья. Ствол – дедушки и бабушки. Корни – родители ваших дедушек и бабушек.
- Расскажите историю своего рода.
Любите и берегите своих родителей, бабушек и дедушек!
- Не забывайте также своих родных, которых с нами уже нет.
Видеозаставка «Свечи».
- Давайте сегодня вспомним о них и зажжём в их память маленькие свечи! Они станут незримой ниточкой связывающей день прошлый и настоящий.
7. Чтение по цепочке. Беседа.
- Открываем следующую страничку нашего журнала «Люблю тебя моя семья».
Заставка страницы журнала.
- Прочитаем по цепочке, по одному предложению, рассказ Е. Пермяка «Первая рыбка».
Первая рыбка
Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали.
Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.
Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:
- Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал.
А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ёршика?
Но он всё равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была его маленькая рыбка.
- Почему эту семью автор называет дружной?
-Чему радовался Юра?
- Так какую семью можно назвать дружной?
- Чтобы семья была дружной нужно всегда всё делать сообща:
помогать друг другу, гулять, проводить вместе выходные и праздники.
8. Викторина: «Семейные праздники».
- Дети, вы любите праздники?
- Сейчас мы узнаем, как хорошо вы их знаете. Проведём викторину «Узнай и назови семейный праздник».
Видеофрагменты праздников.(Новый год, Рождество, Пасха, День рождения)
- Какие вы умнички!
- Какие праздники отмечают в вашей семье?
- А какой праздник вам больше нравится ?
9. Физкультминутка.
Видеоаудио релакс
- А сейчас мы отдохнём.
- Сядьте поудобнее, кто хочет закройте глазки и представьте, что вы на лесной полянке: щебечут птички, греет ласковое солнышко, вам тепло и уютно, как в родном доме.
10. Работа в парах.
- Отдохнули, а теперь ответьте на вопрос:
- Какую семью можно назвать счастливой?( Где царит тепло, уют, взаимопонимание, любовь, доверие)
- Дети, у вас на партах лежат карточки.
Прочтите задание.
Что нужно делать, чтобы в семье было согласие, счастье, радость.
Нужное подчеркнуть. Работаем в парах.
Карточка
1. Помогать друг другу.
2. Смотреть телевизор, просить купить игрушку.
3. Не убирать в комнате. Поздравлять с праздником.
4. Вместе отдыхать. Рассказывать друг другу новости.
5. Поздно ложиться спать и поздно просыпаться.
6. Заботиться о меньших братиках и сестричках.
- Ребята, что нужно делать чтобы в семье было счастье и радость?
Дети зачитывают результат.
- Молодцы! Вы чудесно справились с заданием!
Учитель.
- Что значит для меня моя семья ?
Конечно счастье и уют домашний,
Семь правил обязательно храня,
Лишь только семь, но очень-очень важных!
- Ребята, назовите эти правила.
11. Предварительная индивидуальная работа. Дети отвечают строчками из стихотворения.
- Во-первых. – это главное – любовь.
Всем сердцем и душой, и разумом.
- Второе – дети. Что за дом без них?
Ведь дети – это жизнь, родник
И продолженье рода.
- Потом забота. Лишь она одна
Очаг семейный сбережёт от ветра.
- Четвёртое – терпение. Оно
Поможет пережить невзгоды, беды.
- А пятое – ответственность и долг –
В фундаменте семейном веский камень.
- Шестое – уважение.
Всегда считаясь с мнением других.
Научишь, чтоб с твоим считались.
-И, наконец, седьмое – чистота,
Везде – в дому, в душе твоей и в помыслах.
- Вот вы и назвали слагаемые семейного счастья.
- Прочитаем их. (Заставка «Семь правил»:любовь, дети, терпение, ответственность, долг, уважение, чистота.)
- Как вы понимаете значение слова «чистота» (Из толкового словаря)
- На уроке рисования мы проводили конкурс рисунков «Моя семья».
- Опишите словесно свой рисунок.
- Молодцы! Вы очень постарались.
- Ваши замечательные работы говорят о том, что в дружной семье растут счастливые дети.
12. Групповая работа.
- Следующая страничка нашего журнала называется «Народная мудрость”
Заставка странички журнала «Моя семья».
- О семье сложено много пословиц и поговорок.
- Давайте вспомним некоторые из них.
- Работаем в группах.
Из набора слов, которые вы получите в конвертах, нужно составить пословицу и кратко объяснить её смысл.
1 группа. Не нужен клад, когда в семье лад.
2 группа. Вся семья вместе, так и душа на месте.
3 группа. В семье и каша гуще.
Дети составляют пословицы, читают их и объясняют.(Заставка: пословицы, которые составили дети)
- Вы великолепно справились с заданием. Молодцы!
- Следующая страничка «Как живёшь семья большая»
Видеозаставка
13. Беседа.
- А наш класс можно назвать семьёй?
Ученик.
А ещё моя семья –
Класс! Ведь это ясно же!
А учительница наша –
Это мама классная!
- А о чём дальше пойдёт речь, мы узнаем из выступления ребят.
14. Чтение стихотворения «Не умею быть один».
1. Не умею быть один!
Не желаю быть один!
Много есть на то причин:
Хором ты споёшь один?
Строем ты пройдёшь один?
Поглядим!
2. Очень грустно одному
Даже веселиться,
И не вкусно одному
Есть две груши. Потому,
Потому, что потому
Не с кем поделиться…
1. Я от дождя укрыться мог,
Но, как и все друзья, промок.
Зато сушиться – вместе!
Зато смеяться – вместе!
Нам вместе – лет за двести!
2. А если друг на друга встать.
До неба можем мы достать!
А вместе крикнем в тишине,
То нас услышат на луне.
Учитель. О чём же хотели рассказать ребята? ( О жизни в коллективе – нашей классной семье)
- А когда в коллективе жить хорошо?(Когда в нём доброжелательные отношения, вежливое общение).
- Что надо знать и выполнять, чтобы классная семья была родной и близкой? (Знать правила общения)
15. Устное тестирование.
- Давайте выберем верные правила общения между друзьями, одноклассниками. Отвечай «Да» или «Нет».
- Вести себя со своим другом так, как ты хотел бы. чтобы он общался с тобой.
- Чаще улыбаться.
- Быть сердитым.
- Рассказывать только о себе.
- Слушать своего друга.
- Обращаться к другу по имени.
- Замечать только чужие ошибки.
- Признавать свои ошибки.
- Молодцы!
Учитель.
- Умению общаться с людьми необходимо учиться с детства в своей семье, в школе. Нужно каждый день творить добро для всех кто тебя окружает. И тогда всем будет хорошо и приятно в коллективе.
IV. Этап рефлексийно-оценочный.
1. Построение логической цепочки.
- Давайте вспомним о чём говорили на уроке и построим логическую цепочку (групповая работа):
Я – Семья – Родня – Род – Классная семья – Украинский дом – Земля – наш общий дом.
- Оцените свою работу аплодисментами.
2. Итог урока.
- И так подведём итог.
- Мы закончили путешествие по страничкам электронного журнала «Моя семья».
Видеозаставка плана урока.
- Какой теме был посвящён урок?
- Удалось ли нам выполнить план урока?
- Что такое семья? (Это не просто родственники, которые живут вместе. Это люди, которые любят, уважают, дорожат друг другом.)
- Чтобы вы хотели пожелать своей семье? ( Здоровья, счастья, радости, добра, чаще быть вместе, больше денег, хорошего настроения.)
3. Слово учителя об Украине.
- Семья – это не только родные и близкие. Это и наш класс, школа и весь народ.
Мы с вами украинский народ, который объединяет семьи большие и маленькие, дружные и трудолюбивые.
От любви к своей семье начинается большая любовь к своему народу, к своей земле.
Видеозаставка Украина
3. Чтение стихотворения «Батьківщина»
Одна Батьківщина і двох не буває.
Місця, де родився, завжди святі.
Хто рідну оселю свою забуває,
Той долі не знайде в житті.
Думки наші із рідною землею.
Бо тут наш дім і тут наша рідня.
І тут священні предківські могили.
Душа наша не прожила б і дня
Без рідної землі, яка нас всіх зростила.
- Нужно уважать и любить свой народ, его язык, свою землю, родной край, потому что мы частичка всего этого.
К доске учитель прикрепляет свой подсолнух. После выходят дети и прикрепляют свои аппликации подсолнуха так, чтобы получилось под солнцем поле подсолнухов.
5. Ценение учебной деятельности учеников.
- Дорогие, мои ребята! Вы сегодня очень хорошо работали! Я получила большое удовольствие от сотрудничества с вами. Улыбнитесь солнышку так, как оно улыбается Вам. Будьте добрыми, искренними. Дарите тепло и ласку окружающим и тогда будет больше солнца в мире. Я уверена, что сегодняшний урок прибавил в каждое ваше сердце тепло от общения друг с другом.
Спасибо за урок! |