Цель: обобщить знания учащихся по теме «Весна»; формировать вдумчивого читателя, любящего книгу и умеющего работать с книгой; развивать речь и мышление; сформировать у младших школьников знания о детских книгах из доступного круга чтения и личностный избирательный интерес к книгам, желание и умение их осознанно выбирать и осмысленно читать; воспитывать любовь к природе, уважение к страницам истории.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: выставка детских книг о весне; выставка детских рисунков о весне; картины и иллюстрации о весне; музыкальный материал: песни о весне, песня «День Победы»; раздаточный материал для групповой работы учащихся.
Ход урока
I. Этап ориентирования. - Ребята, мы с вами уже изучили тему «Весна – красна», в которой вы познакомились с новыми произведениями известных авторов, узнали новых поэтов и писателей. Сегодня на уроке внеклассного чтения мы подытожим наши знания. Чтение учителем стихотворения «Весеннее» День весенний, Новый год: Сквозь колючки всё цветёт, Раскрывают рот бутоны, Соловей уже поёт. Здравствуй, цвет весенних дней, От тебя в садах светлей! На цветущей ветке белой Свищет, свищет соловей. Новый год, пора цветенья, Радости и удивленья, Всюду игры, шум и гам… С Новым годом, счастья вам! • Почему автор связывает Новый год именно с весной? • Какое чувство, настроение звучит в этом стихотворении? • Какого цвета весна? - Весной просыпается земля, умывается весенней водою, раскрываются цветы, расцветает наша Украина. Весна звенит, техкает, щебечет, свистит, гремит. • А какие ароматы у весны?
II. Этап целеполагания. - Я долго подбирала для нашего урока красивую, звучную тему. Например: «Зима недаром злится, весна в окно стучится…» или «Весна знакомою тропою пришла в ожившие леса…» или «Будь хоть снег, хоть дождик – все весною пахнет!», но всякий раз меня что-то останавливало. Тема казалась узкой, нераскрытой. И я остановилась на коротеньком слове: «Весна». Как вы думаете, почему? ( В первом случае мы бы говорили о том, что зима не хочет уходить, во втором – о весеннем лесе, в третьем – только о весенней погоде. Тема «Весна» раскрывает все стороны этой поры года: и природа, и работа людей весной, их настроение, весенние праздники и т. д. Возможно использование методик «Ассоциативный куст» или «Мозговой штурм»). - Таким образом, тема нашего урока: «Весна». Давайте попробуем составить план нашего урока и постараемся не упустить самых важных моментов из весенней жизни.
III. Этап проектирования. - Учащиеся, используя строки из стихотворения «Весеннее» и различные иллюстрации на весеннюю тематику, составляют план урока, прикрепляя выбранные иллюстрации на доску. Получается своеобразная картинная галерея. План, составленный учащимися: 1. Весна в природе, в жизни растений и животных. 2. Весна в жизни людей. 3. Весенние праздники. - Молодцы с этим заданием вы удачно справились. Но есть еще одна проблема. Выбирая иллюстрации для плана работы, вы столкнулись с затруднением, какую именно картинку выбрать. Это произошло потому, что для каждого человека весна бывает разной. - И поэтому проблемой сегодняшнего урока будет: «МОЯ ВЕСНА».
IV. Этап организации выполнения плана урока. - Наш урок недаром начат стихотворением «Весеннее». Ведь написано оно не поэтом, а народом. Люди в древности считали, что именно с весны начинается Новый год, они наблюдали, сравнивали явления природы со своей жизнью. А свои знания переносили в пословицы и поговорки, загадки для потомков. • Какие пословицы и поговорки о весне вы сегодня подготовили для ребят? Какие загадки? (Работа ученических групп). • Как в старину люди относились к весне, земле, зерну, птицам? - Если весна долго не приходила, маленькие дети выбегали за село и пели песенки - заклички, звали к себе теплое солнышко, зеленую травку, веселых птичек. - Давайте и мы с вами позовем к себе в гости Красавицу-весну. Ау, ау, аукаем Весну приаукиваем. Март, март – Солнцу рад; Апрель, апрель – Откроет дверь, Май, май – Сколько хочешь гуляй! Ау, ау, аукаем… - Пройдет зима, и ласковое солнце, шум ручьев, таяние снега, радостные крики птиц, возвращающихся с юга, возвестят о приходе весны. • С каким чувством мы ждем ее приближения? Почему радуемся ее ожидая?
- Давайте вслушаемся в удивительную музыку стихотворений, которые вы подготовили. Учащиеся из каждой группы читают или рассказывают наизусть подготовленные стихотворения. Первая группа: Ю Макаров «Весенняя сказка», А. Блок «На лугу», Н. Силков «Вдвоем с весной». Вторая группа: В. А. Жуковский «Приход весны», Л. Андреев «Начало весны», С. А. Есенин «Черемуха». • Что вас заинтересовало, взволновало при слушании стихотворений? • Какую картину вы себе представили?
От лирических произведений о весне, о весенней погоде, о весеннем труде людей перейдем к прозаическим. Стихотворения всегда звучат как песни. Но вы увидите, что описание весны в рассказах не менее музыкально. Первая группа: И. Васильев «Короткий век». Вторая группа: И. Соколов - Микитов «Весна – красна». • Какая главная мысль объединяет все эти произведения? • Какие слова из этих произведений особенно помогают понять, что речь идет о весне?
- Мы видели, с какой любовью, наблюдательностью, мастерством пишут о весне писатели, поэты, наши предки. Какие точные, красочные слова и выражения использовали. Постарайтесь и вы найти самое точное, яркое слово для описания: Первая группа: сегодняшнего дня в жизни людей. Вторая группа: дерева за окном.
- Словарная работа: учащиеся по знакам, картинкам, иллюстрациям, мимике должны загадать друг другу и отгадать слова на тему: ВЕСНА КАКАЯ?
- Мы говорили с вами о весенней природе, о том какие изменения произошли в жизни растений, животных, людей. Теперь перейдем к третьему пункту нашего плана: ВЕСНА ПАМЯТНАЯ. Этот раздел урока будет посвящен праздникам, которые обычно отмечают люди весной. (Дети называю весенние праздники: государственные, народные и другие). Мария Моравская. «Мечты» Ах, Обижают меня постоянно… Убегу в африканские страны, Где пахучие зреют бананы, Где катают детей на слонах. Доберусь я до мыса Нордкапа, Превращусь непременно в арапа, Заведу себе лук и верблюда И уже не приеду оттуда, И домой никогда не вернусь. Пусть! Ну а как же я буду в апреле Без базаров на вербной неделе? Жалко также и новых коньков: Там, пожалуй, не будет катков… Жалко маму, котенка и братца… Нет, уж лучше остаться…
- Чтение учителем «Яблони цветут» В Сухомлинского. • Чем, по-вашему, улыбки деревьев солнышку отличаются от улыбок людей? • Как вы думаете, все ли на земле радуется и улыбается солнышку? • Как вы думаете, почему пчелы садились «на самые голосистые колокольчики»? • Как бы вы описали пение сада во время цветения яблонь? На что, по-вашему, похоже его пение? • Сделайте красивое описание. - Творческая работа: Нарисуйте улыбающиеся солнцу яблони. Нарисуйте свои лица, улыбающиеся солнцу. - Идет весна. Весна радости и надежд. И весне нашей цвести-расцветать, быть щедрой, дарить детям своим счастливую радостную жизнь.
IV. Этап контрольно – оценочный. Ответы детей на проблемный вопрос с использованием знаний полученных на этом уроке: «МОЯ ВЕСНА. КАКАЯ ОНА?» VI. Заключительный этап урока. Подведение итога. Задание на следующее внеклассное чтение.